Опыт применения инструмента «как будто» в 12 шагах АП

8
255

Меня зовут Женя, я компульсивно переедающий, булимик и анорексик. Весь спектр расстройств пищевого поведения. Симптомы эти проявлялись в разное время в разных формах, поэтому я вкратце, для идентификации, расскажу о себе. Мне 42 года, проблема переедания мне присуща с самого детства. Первая моя диета была, когда детский врач сказал матери и напугал ее, что у меня лишний вес и из-за этого у меня будет сахарный диабет и серьезные проблемы со здоровьем. И мама начала от меня прятать продукты, сладости. Я не помню, что я кушал до этого, но прекрасно помню, как научился хитрить и обманывать, воровать, лазить по ночам по шкафам, по холодильникам. Это все было как раз перед школой. Естественно, вес мой никуда не уходил, он только рос, и в младшем школьном возрасте я был самым полным в классе. Естественно, что я был предметом насмешек и презрения со стороны своих одноклассников, и от этого очень сильно страдал и замыкался в себе. В подростковом возрасте я начал задумываться, что никогда не понравлюсь ни одной девочке из-за своего лишнего веса. Я решил «взяться за ум», это была моя первая попытка совладать с собой при помощи силы воли. Я решительно отказался вообще от еды и начал усиленно заниматься физкультурой. У меня началась анорексия. Я кушал два яйца в сутки. Я бегал и ездил на велосипеде с утра и до вечера. Я фактически перестал заниматься учебой. Все мои мысли были – спорт. Я довел себя до состояния, при котором потребовалось принудительное кормление. Два человека меня держали, а третий запихивал мне в рот какие-то бутерброды. Я не знаю, что бы со мной произошло дальше. Вероятно, я мог бы не выжить при таком состоянии, в то время никакой адекватной помощи нельзя было найти. Меня спас алкоголь. Я начал понемножку приобщаться к выпивке, начал кушать и начал опять полнеть. Мои проблемы с противоположным полом несколько отошли в сторону. Я получил уверенность в своих силах. Но употреблял алкоголь я недолго. В 26 лет появились проблемы со здоровьем. С помощью программы 12 шагов параллельного сообщества я избавился от употребления алкоголя. При этом компульсивное переедание, с попытками сесть на диету и бросить какие то продукты, начало прогрессировать. И за два года КП я довел себя до сахарного диабета, и через 2 года попыток взять себя в руки, все менее и менее успешных с каждым разом, я в совершенно ужасном состоянии, с сахарным диабетом (уровень сахара в крови доходил до 16, это очень высокий уровень), я приполз на первую в моей жизни группу Анонимные Обжоры в интернете. Как сейчас помню – с какого-то сайта скачал печатные материалы где был список запретных продуктов.  Живых групп тогда не было. Ну и с комсомольским рвением я взялся опять же за план питания с запретами, вспомнил свои подростковые годы, когда у меня получалось успешно худеть, и начал заниматься с помощью строгой диеты и постоянных тренировок с большими весами. Продолжалось это примерно девять месяцев. Все было как в тумане. Но я очень сильно гордился своими результатами. У меня уже был опыт нахождения в программе, какие-то зачатки здравомыслия и контакта с Высшей Силой, поэтому я не смог довести себя до полного истощения. У меня начали потихонечку происходить срывы.  Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше, и в итоге компульсивное переедание за 2-3 года перешло в булимию. Так получилось, что из обычного компульсивного переедания, когда я утром сидел на диете, а на ночь переедал, у меня началась булимия. Я узнал от кого-то, что есть такая хорошая процедура, когда можно съесть сколько угодно, а потом пойти и прочиститься. Я пристрастился к этому делу, потом дошло до того, что у меня началась грыжа пищевода, еда не удерживалась в животе в положении лежа, я спал сидя. В полном отчаянии я дошел до психиатра, прошел лечение, нашел хорошего спонсора  в параллельном сообществе, и с 2013 года, вот уже 9  лет в воздержании, вначале – от булимии, потом – от компульсивного переедания. Потихонечку доводил здоровье до нормы, снижал сахар, снижал лишний вес. Через 5 лет моего воздержания мой эндокринолог поздравил меня, сказал, что нет признаков сахарного диабета, мои анализы стали в норме. Все это потому, что что я серьезно взялся за программу, за шаги. Я следовал разумному плану питания, без диеты, без фанатизма, без категорических запретов, зароков и обещаний. И на сегодняшний день – я не достиг тех цифр на весах, которые мне хотелось был достичь. У меня были иллюзии и фантазии нереальные. У меня были амбиции – каким я должен быть, как я должен выглядеть. Это была моя воля, но не Божья. Я никогда не думал о здоровье, о душевном спокойствии. Я всегда думал о том, как произвести впечатление на других людей. Почему я сорвался и не смог удержать результаты первый раз? Наверно, по той же причине, по которой бедный человек вдруг получил наследство или выиграл большую сумму, он не может стать при этом богатым человеком, он остается бедным человеком и иногда возвращается еще к более худшему состоянию, чем до этого. Да, я внешне вроде бы похудел и стал воздерживаться, но внутри мое мышление, мои убеждения, мои взгляды на жизнь, мои принципы, по которым я жил, мое поведение – они оставались такими же, какими были у толстяка, безрассудного обжоры, не знающего границ ни в переедании, ни в диете, ни в чем. Внешняя форма подстраивается под внутреннее. Если я внутренне не изменился, а внешнее это результат внутреннего состояния – то это все естественно. Я тогда не знал, что компульсивное переедание – это прежде всего расстройство личности. Неумение приспособиться к жизни, неприятие себя, расстройство мышления.  Я понял, что это болезнь, что это серьезное личностное расстройство, и чтобы выздороветь от этого – мне нужно полностью перестраивать личность на новые рельсы, на новые основы. И та программа, которую я прошел вначале по Большой Книге, а потом и по литературе АП – она и дала мне возможность, в некоторой степени (это процесс длительный, и я не могу сказать, что я его прошел, я только на начальном отрезке этого пути) перестроиться. Это стало возможным только при активной работе по шагам. До этого я несколько лет был в сообществе, похаживал в группы, почитывал литературу, с кем-то о чем-то говорил, но я не занимался глубоким изучением шагов и не задумывался о том, что что-то надо применять из этого в своей повседневной жизни. Кроме того, Анонимные Алкоголики научили меня возмещать ущерб, делать добрые дела, помогать другим. А что делать в отношении себя – я не знал. Это все пришло при прохождении нашей программы АП.

Тема моей спикерской – это инструменты шагов «Как будто».

Это понятие «как будто» встречается уже во 2 шаге, и это один из ключевых инструментов 2 шага. Причем я был до программы человеком, верующим в Бога, но я при этом вопросы питания, фигуры, веса и внешнего вида никогда не считал тем вопросом, с которым надо приходить к Богу. Я думал, что это тот вопрос, за который я отвечаю сам. Я сам должен взять себя в руки и сам должен навести порядок в этой сфере. Поэтому первое поведение «как будто» – это в том случае,  если человек вообще не верующий и ему нужно представить, как будто существует Высшая Сила, отстраниться от богословских споров и рассмотреть идею о существовании некой духовной силы, которая может быть (может быть!) поможет мне в решении моих проблем. Вот здесь мы начинаем вести себя так, как будто такая сила на самом деле существует. И мы находим этому подтверждение, объясняя этим все хорошее, что с нами происходит. Вот у меня отрицания существования Бога не было, но у меня была большая проблема с концепцией Бога. Потому что Бог у меня был, в соответствии с моими предубеждениями и предрассудками, строгий, злой и карающий. Я совершенно не любил Бога, потому что невозможно любить того, кто угрожает тебе наказанием, вечными муками и чем-то в этом роде. И мне спонсор предложил в качестве Высшей Силы взять группу. Типа, пусть группа будет твоей силой, более могущественной, и к ней ты будешь обращаться в трудные минуты, а она будет тебя поддерживать. Я так и сделал. Я отложил в сторону всякие рассуждения о Боге и начал просто принимать помощь группы, спонсора, а потом уже, при помощи спонсора начал вырабатывать концепцию Высшей Силы, как будто. И вот в нашей книге на странице 13 во втором абзаце говорится, что нужно взять пример с атеистов и агностиков, которые начинают с того, что спрашивают себя – что мы хотим от Бога? Каким мы хотим, чтобы он был? После этого надо жить и действовать так, будто Бог и есть такой, как мы его себе представили и пожелали. Надо заменить наше старое представление о Высшей Силе на то, которое будет работать для нас. То есть, во-первых, мне нужно было понять – какое мое старое представление. Спонсор мне сказал, что ты можешь узнать о том, в какого ты веришь Бога на глубинном уровне, кто твоя Высшая сила на самом деле, рассмотрев свои страхи. Потому что мои страхи, мои ожидания от мира, от жизни, от судьбы, от будущего – это и есть мое представление о том, что нами руководит и что стоит над всей этой жизнью. Это и есть та Высшая Сила, в которую я верю в глубине своей души, прикрываясь умственным каким-то пониманием о каком-то хорошем любящем Боге. Я написал  табличку на 3 колонки. Первая колонка – это страхи, тревоги, опасения, ожидания, стыд. Вторая колонка – что я думаю о Боге на глубинном уровне. Например, мой страх умереть – это значит я верю в Высшую Силу, которая смертоносная.  Страх быть голодным – есть какая-то жадная Высшая Сила, которая меня не накормит. У меня есть страх, что надо мной будут смеяться – значит Высшая Сила какая-то унижающая и презирающая. У меня было убеждение, что у меня не хватит денег, и я постоянно жил в этом страхе, это означает, что Бог у меня какой-то бедный. Я написал напротив каждого определения негативной Высшей Силы, в которую я верю на глубинном уровне – определения о Высшей Силе такие, которые мне нужны были для того, чтобы именно этой Высшей Силе я мог бы доверить свою жизнь. И начать действовать в соответствии именно с этими ее качествами. И я написал, что Бог – это дающий жизнь, щедрый, любящий, уважающий и принимающий, богатый, красивый, прощающий, поддерживающий, веселый, общительный, дающий свободу, любящий всех, независимо от веса и фигуры, принимающий меня в любом теле, с любовью смотрящий на все последствия моей болезни. У меня был большой стыд, от того, что после похудания остались какие-то складки на коже. У меня ушло 70 кг веса, естественно – все это заметно. Делать какие-то операции и резаться – я уже знаю, что это путь в никуда, я знаю людей, которые на это пошли и что-то бесконечное творят с собой… Это тоже тяга, и невозможно остановиться – только начни делать… Это уже был не просто тот список, который я когда-то вначале делал, когда спонсор сказал – пиши, какого ты хочешь Бога. Я написал тогда от фонаря, какие-то хорошие качества. А тут хорошие качества были уже результатом моей внутренней работы. И дальше нужно было написать из своей жизни примеры и доказательства – где я в разных жизненных ситуациях получал помощь и поддержку, когда меня прощали, когда я совершил какие-то ошибки, а меня не наказали, а наоборот отнеслись с любовью и принятием. Я накопал кучу таких ситуаций, примеров. Примеров моего ужасного поведения, которое заслуживало наказания, было масса. Тем не менее, я ни разу не сидел в тюрьме, меня не бросила жена, меня не выгнала из дома мать. В общем-то, я остался довольно-таки благополучным человеком благодаря именно терпению, любви и прощению моих близких, остался на работе благодаря терпению моего начальства. То есть, огромная масса примеров. Меня отпускала полиция когда-то, просто потому, не знаю, как это случилось, по какому-то Божьему наитию, по милосердию какому-то. И вот когда я это все написал, то спонсор говорит: ты пока не имеешь веры, что Бог такой, у тебя нет такого опыта. Весь твой опыт жизни – в твоей семье, где ты вырос, в твоей старой жизни, в твоем старом поведении, в старых установках – говорит о том, что «никому не верь», «ни о чем не проси», «не доверяй», «рассчитывай на себя», «не открывайся, держи все в себе». А теперь от Второго шага переходим к Третьему. Вот почему «как-будто» помогло мне сделать Третий шаг. Теперь принимаешь решение препоручить… это не значит «сесть на диван, молиться и пускай все идет как идет». «Все само разрулится» – так я раньше понимал. А спонсор сказал – принимаешь решение действовать так, как будто действительно такая Высшая Сила, вот которую ты написал, которой ты нашел доказательства, то есть – нашел духовный опыт в своей жизни. Ты не просто что-то такое написал с потолка. Ты именно в своей жизни обнаружил эту Высшую Силу. У тебя эти доказательства есть? Есть. Они для тебя убедительны? Убедительны. Ты готов поверить, что есть такая Высшая Сила, которая решит твои проблемы, избавит тебя от переедания и других вредных привычек (еще был ряд вредных привычек, с которыми я работал)? Я сказал – «Да». И теперь ты берешь на себя обязательство: ты обещаешь Богу, что будешь жить и действовать, по крайней мере – стараться жить и действовать, так, как будто Высшая Сила существует, и она именно вот такая, какую ты написал вот здесь, во Втором шаге. Тогда Третий шаг заиграл для меня совсем в другом ракурсе, совершенно с другим акцентом. И, конечно, вот это поведение «как будто». Я раньше считал, что оно для атеистов и для агностиков. Но когда я понял, как верующий человек, который боялся Бога, который считал Бога кровожадным полицейским, или старался, наоборот, ему угодить, чтобы получить какие-то бонусы в конечном итоге, «быть хорошим», вот эту маску или роль играть. Хорошего. Праведного. Чтобы потом получить за это что-то хорошее. Выгоду. Выздороветь. Похудеть, иметь престиж, успех, благополучие. А вот здесь у меня открылось все по-другому. Вот такой мой опыт «как будто» по Второму-Третьему шагу.

Следующий важный момент «как-будто» – в Четвертом шаге.

Четвертый шаг – мы делали по книге «Анонимные Алкоголики». Но есть кое-какие добавки, мне спонсор передавал опыт по Анонимным Переедающим. Часть информации, в частности – работа со страхами, заключается в главе, посвященной Пятому шагу. Некоторые вопросы повторяются из инвентаризации Анонимных Алкоголиков. Вот мой пример разбора страха.  Страх «Чего конкретно я боюсь» и «Что будет после того, как это произойдет». Ты должен довести свой страх до какого-то конечного абсурда, и увидеть, что это только моя иллюзия. Или увидеть, что это какой-то реальный страх и надо действовать, чтобы обезопасить себя. А потом – задать вопрос себе: почему у меня этот страх и откуда он идет, и что я для этого сам делаю. Например, я боюсь, что меня уволят с работы, но я сам опаздываю, обманываю начальника. Как я научился бояться? Или может быть я сам ничего не делал, но со мной что-то жизнь сделала? Например, мне всегда страшно говорить правду, потому что в семье очень сильно били за это по губам, и я научился этого бояться. Почему я не могу передать эту сферу (указать – какая сфера) Высшей Силе? Потому что есть потребности – «Что задето», и есть то, как я пытаюсь эту потребность удовлетворить. Мой спонсор говорит, что я пытаюсь удовлетворить свою потребность «с черного хода». То есть, не прямым нормальным способом, а через какие-то манипуляции, через какие-то хитрости, через какое-то вранье. У меня есть потребность в любви, признании и уважении. Хорошие потребности. И можно их удовлетворять через сближение с людьми в отношениях, через участие в каких-то общих делах, через какую-то самореализацию в служении, в работе, в деятельности. Нет, я начинаю через какое-то хвастовство, через какую-то брехню, начинаешь стараться быть «гвоздем программы» в каких-то кампаниях. Потому что я эту сферу не передаю Высшей Силе. Почему? Потому что я не верю в то, что есть Высшая Сила. Или у меня Высшая Сила такая, что она не может эту потребность удовлетворить. Почему мне выгодно не передавать эту сферу Высшей Силе? Это уже вторичные выгоды. Какая у меня Высшая Сила, что я не могу передать ей эту сферу? Опять возвращаемся ко Второму шагу. Если у меня «страх, что не будет денег», я не могу препоручить это Высшей Силе, то есть начать принимать принципы Бога – быть честным, вести те же инструменты по деньгам из параллельного сообщества, такие же как у нас «план питания» и «план действия». Такие же есть действия и по деньгам. Я когда применил эти инструменты – я за три месяца раздал все долги и поправил свое материальное благополучие, при этом в моей работе ничего не изменилось. Это работает программа, работает Высшая Сила. Но для этого надо было сначала поменять концепцию Высшей Силы. До этого у меня Высшая Сила, также как с питанием, была такая, что ей нет дела. Также и в финансах. Деньги – это такое дело, «грязь», «мирское», «с духовностью не совместимо», «все, что связано с деньгами, недостойно Бога». Мне тут пришлось полностью переработать концепцию Высшей Силы уже в Четвертом шаге, когда я со страхами работал. Для чего мне этот страх/ Какая нормальная потребность фонит в этом страхе, какую цену я плачу/какой вред я причиняю себе, пытаясь удовлетворить потребность нездоровым способом. Потом – положительные качества Высшей Силы. Я думаю – «А вот если бы эту потребность мог бы я все-таки Богу препоручить? И начать действовать по духовным принципам, а не по своему эгоизму и страхам? То какая должна была бы быть Высшая Сила? И вот опять – «как будто». «Как будто она есть». И пишу пять позитивных свойств Высшей Силы. Потом благодарность ей, и передаю страх. И самое главное – выход. Это программное решение после каждого эпизода в Четвертом шаге. Я спрашиваю – «Боже! Высшая сила! Подскажи мне – как мне поступить здесь?» И тут я представляю «как будто». «Молитва и медитация». Молитва – это когда я обращаюсь к Богу, медитация – представляю, как будто Высшая Сила во мне, или рядом со мной, неважно. Тут я так и не разобрался, как правильно, или как надо. Я проговариваю только эти свойства. Я говорю: «Боже! Высшая Сила! Ты добрый, любящий, поддерживающий, щедрый на деньги, принимающий людей такими, как они есть, независимо от того, толстые они или худые, сексуальный и дающий в жизни отдых и радость. И я представляю, будто такая Высшая Сила сидит рядом со мной. Вот что бы мне сказал мой этот лучший друг, обладающий вот этими свойствами? Одно из свойств моей Высшей Силы – это Лучший друг. Это не просто какой-то небесный космический Космос, который вещает откуда-то из черноты. А такой лучший друг, с которым можно сидеть и разговаривать. Вот что бы он сказал? Он бы сказал – Женя, успокойся, сделай так, так и так, будет нормально. Не переживай из-за этого, все наладится. И у меня сразу в душе начинается спокойствие и тишина. Мне нужно было «как будто» для этого применить. Представить, как будто такая Высшая Сила, такой Лучший Друг (качество Высшей Силы) находится рядом со мной.

И следующий момент. Я успокоился. Я поверил. Я познаю контакт с Богом. Но этого же недостаточно. Жизнь моя ведь не исправится от этого. Жизнь-то исправляется от правильного моего поведения! Правильное поведение – правильная жизнь. Неправильное поведение – неправильная жизнь, плохой результат. И вот тут я представляю свое поведение: а как бы я себя вел, если бы я действительно верил в то, как будто такая Высшая Сила существует. Я не знаю – существует она, или не существует. Но в тот момент, когда делаю Десятый шаг… Все ведь шатается, иногда кажется, что Бога нет, иногда кажется, что он не такой, иногда кажется, что что-то карающее там возникает, в какие-то моменты вина возникает… в тот момент я опять прибегаю к «как будто». «Как будто Бог есть». А как бы я себя вел, если бы я действительно верил. Может, в данный момент я от веры отошел, в моменте данной ситуации. Может, действительно, отошел. Потому что если бы я был с Богом в сердце, если бы я был в контакте с собой и Богом, то тогда бы не испытывал этого страха. И, действительно, самое важное, чему учит спонсор – эти вот принципы и это поведение «как будто» ежедневно вносим в Одиннадцатый шаг. Тоже мне надо утром проснуться и представить, «как будто» Высшая Сила рядом со мной и «как будто» Высшая Сила обладает вот такими качествами. Как я буду вести себя со своей женой сегодня, если и вправду рядом со мной любящая, поддерживающая, терпимая, уважающая всех людей, толерантная к чужим недостаткам… у меня сразу улыбка на лице. Я понимаю, что не буду раздражаться, не буду нервничать, я не буду оставлять горы посуды за собой, я наведу порядок, я возьму на себя ответственность и не буду перекладывать на жену какие-то домашние дела по хозяйству, я разгружу жену. То есть этот инструмент «как будто» наполняет мою жизнь новым поведением, новым содержанием и, что самое важное – не так как раньше. Раньше тоже говорили, что нужно быть добрым, любящим и хорошо себя вести. Но когда я делаю это на силе воли – это как диета получается. Я могу себя заставить быть добрым, любящим, отзывчивым и внимательным, не перебивать человека, а выслушивать до конца. Если я это делаю на силе воли, чтобы быть хорошим, то я от этого устаю, у меня уходят все силы, у меня нет какого-то вдохновения, а вечером я себя чувствую, как выжатый лимон. Потому что я целый день по этим духовным принципам поступал принудительно. А вот начинаю делать на «как будто» – оно получается само собой. Если этот контакт с Богом устанавливаешь и эту Высшую Силу через себя пропускаешь, как будто она внутри, тогда получается легко улыбаться людям, и помогать, и служить, и терпимо относиться к чужим косякам, особенно по работе. Когда кто-то что-то недопонял, и начинается хаос, внутри начинает кипеть – тогда этот инструмент сразу дает возможность сделать паузу, представить, что рядом есть Бог, что в этой ситуации есть Бог, что если бы он пришел сюда – то что бы он сказал, какой бы дал совет, или как бы посмотрел своими глазами на эту ситуацию? Посмотреть на ситуацию глазами Бога – тоже важный инструмент Четвертого шага, который переходит в Одиннадцатый шаг.

В Шестом и Седьмом шаге тоже есть важный момент по поводу применения инструмента «как будто». Сейчас зачитаю свой пример. В нашей книге «12 шагов и 12 традиций Анонимных Переедающих» есть такие слова: «Часто нам показывают действия, которые нам надо выполнять по мере исправления недостатков характера. Например, мы можем представить себе – какими мы будем, если у нас не будет того или иного недостатка. Как мы будем думать и действовать? Возможно, нам окажется полезным увидеть, что мы скажем или что мы будем делать при искушении поддаться старым привычкам». Вот я пишу такую таблицу по Шестому и Седьмому шагу из текста нашей книги, уж не знаю – мой спонсор ее составил или ему передали. Скорее всего, там был список вопросов, а мой спонсор переделал это в таблицу. Все наглядно и легко. Вот пример такой. Недостаток – Нечестность. Как влияет/что делает со мной этот недостаток в сегодняшний день. Это уже не первая ходка в шаги. Поэтому пишу то, что сегодня, в старом не копаюсь. Здесь пишу – приукрашивает действительность или для хвастовства, чтобы избежать стыда признаться в своих ошибках. Держусь ли я за этот дефект и почему – да, держусь по привычке из старой жизни. Когда вел двойную жизнь, обманывал, стыдился себя, боялся наказания, из гордыни, высокомерия к людям. Мне кажется, что люди меня осудят за ошибки и несовершенства. Не будут уважать, таким, какой я есть. Выставить себя круче. Что этот дефект давал и дает мне, его положительное влияние. Он давал возможность поднимать низкую самооценку, избегать позора и наказания за свои нечестные поступки. Как вредит мне этот дефект, его отрицательное влияние. Он портит отношения с людьми, когда открывается правда, позорит меня, держит в напряжении. Здесь и моя корысть – держать этот дефект. Дальше – в чем моя выгода иметь этот дефект. Два эти вопроса пересекаются и повторяются. Быть более интересным и уважаемым, как мне казалось, избегать ответственности, поднимать низкую самооценку, прятать свою несостоятельность.

И еще – очень важный момент в Шестом шаге, об этом я узнал в АП, не было до этого. Оказывается, каждый мой недостаток – это обратная сторона какого-то моего таланта, а вернее – неудовлетворенный мой талант. Оказывается, что неудовлетворенные таланты мои – они тоже меня давят и причиняют мне страдания. Вот недостатки причиняют страдания – и таланты, которым нет выхода, они тоже изнутри давят. Ну недостатки часто программными людьми описываются, как дыра внутри, говорят – «во мне дыра размером с Бога, нужно Богом заполнять». Тут есть и другая сторона. Оказывается, Бог мне дал какие-то таланты, способности, возможности. А я их затыкаю, не реализовываю из-за своего эгоизма, лени, жадности, нежелания служить. Не хочу нести служение, не хочу вести группы, не хочу выступать на спикерских, не хочу вести спонсируемых, не хочу заниматься какой-то социальной деятельностью, к которой есть у меня способность. Вот я должен выявить в Шестом шаге – какой же Бог развил во мне талант. Как это можно мирно использовать, это мою брехливость, нечестность, хвастовство. Пишу – талант красноречия, гибкость, умение чувствовать, как нужно сказать, чтобы поддержать человека, решить вопросы, посодействовать общему делу, умение ладить с людьми, придерживать амбиции и свой язык, где это уместно и полезно. Последний вопрос и последняя колонка – 6 и 7 шаг вместе идут в этой таблице. «Как я буду думать и действовать, как будто этого недостатка у меня не будет». Здесь я должен сесть в медитацию и помолиться, попросить Бога и сказать: «Боже, покажи мне – как я буду действовать вот в этих ситуациях, здесь уже написано – какие ситуации: разговоры, в которых я приукрашаю и хвастаюсь, скрываю свою некомпетентность и свои ошибки, и представляю себя в этих ситуациях на примерах, и представляю, как будто Высшая Сила рядом со мной и она избавляет меня от этого недостатка, и вместо этого недостатка у меня идет талант. Переворачивается, переворот делается с недостатка на талант. И приходит такая картинка, что я спокоен, уверен, со смирением, с любовью, отказываю, если не чувствую уверенность и готовность рассказывать о себе, или готовность помогать и поддерживать. Позволяю себе не общаться с людьми, которых не хочу видеть. Больше забочусь о себе, уделяя время на еду и отдых вместо праздных разговоров. Не браться многим помогать. Вот удивительно, но почему-то такое программное решение вышло. Что я сам себя затягиваю в какую-то петлю. Раньше я решал это – ну так надо быть более праведным и правильным, перфекционизм считал великой добродетелью. Только в АП узнал, что перфекционизм – это великий недостаток, от которого нужно избавляться. И вот такие получаются решения программные по всем недостаткам. Медитация «как будто» в 6-7 шаге по всем недостаткам. Вот, например, гордыня. «Все сам». Решение программное – просить о помощи, открываться, благодарно принимать дары и провалы, побыть в позиции ученика, не требовать от себя совершенства, не злиться на себя за ошибки. Все решения идут с добротой и вниманием к самому себе. Очень мне понравилось, как со спонсором мы это сделали, эту таблицу, и через «как будто» пропустили свои недостатки, будто их нет – как я буду себя вести и действовать.

Какие проблемы, трудности и ловушки, и опасности на этом пути. Во-первых, была опасность при визуализации, когда надо представлять что-то, я в нее впадал периодически и страдал, в голове своей мучился. Где-то в книге я вычитал, что нужно представлять, будто у меня что-то есть. Как будто у меня уже есть какая-то машина, о которой я мечтаю. Или представить яхту, дом, дачу, кучу денег. Или всякие успехи и успешности. Вот это вот – эгоцентризм и своеволие: «вот Я хочу!» В программе мы – работаем со своим поведением и своим содержанием. Чтобы дойти до своего внутреннего контакта с Богом. Как я буду делать, если я в контакте с Высшей Силой. Духовное «как будто». Светское же «как будто» причинило мне много вреда. Гонял в себе эти ожидания, потом очень сильно страдал.

Еще один момент был очень важный. Вот «как будто» я пытался представлять себе свое хорошее поведение, но при этом не занимался внутри себя. «Нужно быть хорошим сыном», «нужно быть хорошим мужем», «нужно быть хорошим папой». Я все это представлял и от этого очень сильно уставал. Особенно это не работало в отношении заботы о себе. Я очень старался, но я забивал на физкультуру, забывал про питание, отдых, про свои болезни. Потому что этого «себя» не было. Была куча этих масок и витрин. То, что называют в программе ложной Эго-личностью. Я настроил вокруг себя этих заборов-витрин, а что было под этим – непонятно. Какой-то маленький, забитый, запуганный и застыженный ребенок, которому все больно, все страшно, и непонятно, что с ним там. И нужно было сначала внедрить Бога в ядро своей Личности, вот в этого себя, маленького, забитого, чтобы он получил поддержку через Бога и все инструменты, и только после этого я смог действовать не только потому, что я играю роль Хорошего, а потому что внутри меня есть эта добрая Хорошая Основа. Внутри меня есть Бог, и Бог внутри меня действует. Мне нравится выражение – «У Бога есть одни руки, и они – мои». Как будто бы я действую не своей любовью, не своей силой, а Божьей любовью и Божьей силой. Тогда у меня не сжигается энергия, и тогда я не делаю через силу и не делаю через маску. Мне не нужно больше заниматься тем, чтобы «хорошо себя вести». Как в детстве мама говорила – «нужно хорошо себя вести», «нужно стараться быть ответственным», «нужно стараться хорошо относиться к людям», «ты должен любить». Я не должен уже любить. Мне не нужно стараться. Мне нужно разобраться – какой я внутри на самом деле, впустить туда, внутрь реального меня, Бога, пусть я покалеченный, забитый и запуганный. Впустив внутрь Бога, я начинаю действовать его Силой. Вообще, мой спонсор в АП – он категорически против того, чтобы человек ломал себя и менял себя силой воли. Он против того, чтобы человек отвергал какие-то свои части, пытался что-то побороть, отчаянно пытался избавиться от каких-то своих недостатков. Потому что это уже внутренний конфликт, это уже непринятие себя. В Первом шаге АП говорится, что мы должны перестать себя винить и стыдить за переедание, за вес, за фигуру, за недостатки, за свой характер. Это одно из условий Первого шага. Если я виню и стыжу себя – значит я не принимаю, что я болен. Как не может винить и стыдить себя человек, который заболел и кашляет, он же не говорит: «Ах, я кашляю, какой я скотина, какой я нехороший человек». Если человек себя винит и стыдит за переедание – значит нет Первого шага. В этой борьбе с самим собой – кто бы ни победил, я всегда останусь в проигрыше.

В отношении питания – тоже инструмент «как будто» работает. У нас в брошюре «План питания» есть определение, что компульсивные обжоры отличаются от здоровых людей. Здоровые люди, почувствовав, что наелись, перестают есть. Мы – нет. Здоровые люди – не прячут еду и не строят планы, как будут втихаря есть, когда останутся одни. Мы так делаем. Здоровые люди не едят, чтобы облегчить свои страхи и неуверенность. Здоровые люди не чувствуют вину и стыд за то, что они переели. Инструмент «как будто» в питании – действовать, как будто я здоровый человек. У меня пример всегда моя жена. Она может откусить кусочек еды, попробовать, если ей не понравилось – она положит его, забудет про него и потом выкинет. Я никогда так не делаю. Если я что-то взял в руки и откусил – я должен съесть до конца, нравится-не нравится, голодный-не голодный, вкусно-невкусно. Я начал присматриваться к здоровым людям. Конечно, это не сразу, спустя какое-то время, когда какое-то здравомыслие появилось – я начал пробовать. В гостях, в общепите, в семье. Я начал действовать, как будто я здоровый человек, и нет никакого расстройства пищевого поведения, никакой булимии, никакого компульсивного переедания. Как будто бы я живу и питаюсь как здоровый человек. Иногда бывает сложно. Эта тяга, эти старый привычки – брать добавку, хватать с общей тарелки. Но когда я понимаю, что я как здоровый человек пришел, взял одну порцию, съел, а мне недостаточно, я чувствую какую-то неудовлетворенность и еще бы пару кусочков схватил, и я бы – и схватил, но сейчас я действую «как будто не я». Потому что Я – больной, а Я плюс Бог – это здоровый человек. Все относительно. С одной стороны – программа АП говорит, что мы полностью выздоровели от компульсивного переедания, с другой стороны мы говорим, что болезнь неизлечимая, прогрессирующая и пожизненная. Я плюс Высшая Сила – это значит я здоров. Я минус Высшая Сила – значит я безнадежно больной.

Опять же, инструмент «как будто» Высшая Сила рядом: я приглашаю за стол Высшую Силу и ем в хорошей компании, чтобы и не скучно было, и мне это помогает в пищевом поведении.

По поводу тела – последний раз был на пляже и мне все время стыдно – то я жирный, то я худой, то кожа висит, то у меня сиськи, то плавки не так сидят. Я понимаю умом – кому какое дело, никто не смотрит на меня. Но вера моя – я верю, что со мной что-то не так. В области ума и знаний – решения нет. Проблема не в сфере ума. Поскольку проблема находится в сфере веры – то и решение тоже в сфере веры. Я не верю, что со мной есть Высшая Сила, которая меня принимает, меня поддержит, которая проявляет ко мне любовь и доброту через тех людей, которые меня видят и не осуждают, а наоборот – относятся ко мне, к моему телу, с милосердием и терпимостью. Опять я делаю «как будто», опять беру Высшую Силу рядом, как будто она вот здесь со мной, и как будто она действует через людей, через общество, и таким образом преодолеваю свои страхи и перерастаю через них, получая какой-то еще жизненный опыт в своем выздоровлении.

Если вам интересно поработать над собой и открыть для себя путь выздоровления приходите на наши группы. Расписание есть на сайте.

8 КОММЕНТАРИИ

Comments are closed.